Практика pro bono - безвозмездное оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и другим организациям. Такая практика зародилась в конце XIX века в Америке. Когда ассоциация юристов начала осознавать проблему нехватки бесплатной юридической помощи, профильные частные компании начали консультировать малоимущее население.
В России же история pro bono начинается в 1864 году, когда была проведена судебная реформа, по которой можно было получить юридическую помощь “ по праву бедности”. После это было закреплено в Федеральном законе “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”, принятого в 2011 году.
Практика pro bono касается не только юридической сферы. Такой тенденции последовали бухгалтерские и финансовые организации, связи с общественностью, переводчики и многие другие.
В 2010 году была создана организация Translators Without Borders (Переводчики без границ). Она помогает тем, кто попал в экстренную ситуацию, переводит и доносит информацию. С этой организацией сотрудничают более 300 переводчиков, они ежегодно переводят около миллиона слов.
На данный момент, ребята переводят более 10 миллионов слов в год. Согласно их веб - сайту, переводчики без границ пожертвовали более 50 миллионов слов.
Также тенденции pro bono последовал рекламно-коммуникационный британский холдинг WPP Group. Он активно участвует в этой практике по всему миру. Компания создавала проекты в поддержку фондов, индийских женщин и других.
Осознание причастности важнее материальной выгоды
Юридическая компания “Амулекс “существует с 2010 года, по практике pro bono изначально они помогали в отдельных случаях, когда юристы консультировали обращавшихся граждан или представляли их интересы в суде.
“Одновременно в офисах компании находится множество юристов, обеспечивающих онлайн поддержку для наших клиентов. Наверное, у каждого юриста есть такая практика - в большей или меньшей степени все иногда работают бесплатно. Когда Национальная Юридическая Служба компании выросла, мы поняли, что и социальные проекты нужно переводить на новый уровень”, - рассказала заместитель Генерального директора по правовым вопросам Национальной Юридической Службы Юлия Галуева.
Сейчас у “Амулекса” два крупных проекта pro bono: юридическая консультация волонтерам из поисково-спасательного отряда Лиза Алерт и решение юридических консультаций в благотворительном фонде “Найди семью”, который занимается поддержкой семей, принимающих детей-сирот.
“До этого более двух лет мы оказывали помощь организации, помогающей людям с ограниченными возможностями по слуху, они обращались к нам за юридической помощью по разных вопросам - ее руководитель просто написал нам на электронную почту письмо-обращение, мы решили попробовать взять на себя эту социальную нагрузку и справились, - заявила эксперт. - Что касается выгоды - “Амулекс” не получает деньги за эти проекты. Но сознание причастности к важным и нужным проектам в данном случае важнее материальной выгоды”.
Помощь бывает разная
Чаще всего мы воспринимаем помощь как благородство. Желание сделать хороший поступок, особенно когда в этом будет польза. Фонд “ Найди семью” также работает с юристами по практике pro bonо. Основная цель фонда – оказание различных видов помощи тем людям, которые готовятся принять или уже приняли в семью на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
“У нас появилось очень много запросов, связанных именно с юридическими вопросами.Так как мы фонд, то нам хотелось помочь и снизить расходы. А юридическая помощь стоит достаточно больших денег. Тогда мы нашли компанию “Амулекс”, которая работает с социально значимыми проектами. Так и договорились о сотрудничестве по pro bono”, - рассказала вице-президент фонда "Найди семью" Вера Селивановская.
Юристы компании отправляют письменные ответы со ссылками на законы, они могут подать уже исковое заявление в суд, если до этого были присланы документы. После работы юриста также идет проверка качества консультации, где обратившиеся могут оставить комментарии.
“Мне дали контакты компании, я написала им наши пожелания и опасения. Пожелания были о том, чтобы они достаточно быстро и качественно отвечали на обращения. А опасения - у нас специфическая область, это помощь приемным семьям. Многие юристы, которые в принципе знают законы, о нашей сфере представлений не имеют, - рассказала руководитель федеральной дистанционной службы поддержки приемных семей Светлана Яковлева. - Поэтому я переживала, что это будут молодые стажеры или опытные юристы, но которые не будут знать нашей специфики. Но меня успокоили, сказали, что все будет отлично, так и получилось”.
Запросы к юристам чаще всего касаются двух направлений: «помогите получить ребенка»: помощь в получении заключения в опеке о возможности быть усыновителем, опекуном, приемным родителем либо помощь с апелляцией в суде, если по каким-то причинам суд отказал в усыновлении. Также защита имущественных прав приемного ребенка. Чаще всего администрация города, в котором проживает подопечный ребенок с опекуном не ставит его в очередь на получение жилья, а отправляет по месту рождения.
“От нас компания ничего не получает кроме большого спасибо. Мне кажется, для юристов это тоже большая радость, что они видят конкретную семью из дальней деревни, которой три дня на оленях до ближайшего юриста. А они отвечают и помогают. Это благородная помощь. Есть ощущение причастности, знак, что ты поступаешь правильно”, - поделилась Светлана Яковлева.
Но благотворительность не всегда касается вопросов безвозмездного. Через причастность и помощь люди могут решать и свои проблемы. Отвлекаться, спасать тех, кто в этом нуждается также, как и они сами.
О своем опыте pro bono рассказала врач, гештальт-терапевт, участник Альянса Помогающих Практик "ПроБоно" Анфиса Гаврилина. Она член этого профессионального сообщества психологов и психотерапевтов, ведущих частную практику в Санкт-Петербурге с момента его основания в 2008 году.
Члены альянса ведут разнообразную деятельность: бесплатные семинары и лекции для психологов, онлайн-консультации в условиях пандемии и т.д.
“Я являюсь преподавателем института психологии и социальной работы (доцент кафедры психологии здоровья и развития). А также веду частную практику pro bono, то есть без оплаты, эпизодически провожу разные публичные мероприятия — например, выступления в библиотеке. Это бывает 2 -3 раза в год или реже”, - рассказывает Гаврилина.
По ее словам, выгода - это публичность, получение известности. Плюс, выступать перед аудиторией приносит удовольствие врачу. Также иногда она проводит бесплатные разовые консультации для клиентов на группе студентов. В этом случае платой клиента является предоставление возможности студентам получить опыт. А для Анфисы Гаврилиной это живой материал для разбора на занятии. Таких клиентов обычно приглашают студенты из числа своих знакомых, но “это бывает довольно редко”.
“Индивидуальную работу без оплаты я вела в самом начале своей профессиональной деятельности. Тогда у меня было мало уверенности в себе как в профессионале и большое желание получать опыт работы. Опыт я получила и вполне довольна, - говорит доцент. - В настоящий момент у меня нет мотивации заниматься благотворительностью подобного рода. К таким идеям отношусь с подозрением. Мотивация психолога, которая не связана с деньгами, чаще всего состоит в решении его проблем. Я для этого хожу на личную терапию”.
Сейчас в период пандемии есть психологи, которые предлагают бесплатную онлайн-помощь. Об этом свое мнение также высказала Анфиса Гаврилина:
“Я думаю, что такие психологи могут действовать из следующих побуждений:реклама себя и наработка клиентской базы, потом те же люди могут прийти на платную работу; в период кризиса желание ощутить себя со всеми вместе, бороться против общего врага тем способом, которым могут; желание взять на себя ответственность за происходящее и контролировать его; стремление справиться со своей тревогой, то есть когда занят полезным делом — бояться некогда,это я по себе знаю”.
Реализуем в том виде, в котором задумали
Помощь некоммерческим организациям, а не адресная является одной из самых распространенных и важных сейчас. Компании стараются помочь в формате оказания профессиональных услуг для организаций, занимающихся благотворительностью. Такая поддержка помогает оставаться на плаву очень многим некоммерческим организациям. Такая помощь она обычно приобретает системный характер. Рестораны, кафе и булочные могут поставлять часть продукции бездомным. Компании, занимающиеся ремонтом помогают обустроить центры.
Например, рекламная группа “Great” также ввело в свою практику помогать людям, фондам и другим организациям pro bono.Обычно сотрудничество компании с благотворительными организациями происходит двумя способами, рассказывает Виктор Донюков, управляющий партнер и аккаунт-директор агентства GREAT:
“Идем от креатива - например, входе брейншторма может родиться идея, которая не подходит под задачу над которой мы работаем, но в целом может подойти какому-то фонду. Мы её паркуем, в свободное время дорабатываем, и далее сами связываемся с благотворительными организациями, предлагаем для них реализовать проект. Обычно все с радостью соглашаются. Второй вариант, идем от задачи – к нам периодически обращаются благотворительные фонды, всем мы помочь не можем, но собираем информацию о каждом их них, и когда появляется свободное время, садимся думать под конкретную задачу”.
Рекламная группа “Great” оказывает безвозмездную помощь уже больше 10 лет. За это время они работали с такими организациями, как Ночлежка, Подари Жизнь, AdVita, АНО «Партнерство каждому ребенку» и другими.
“Мы люди неравнодушные и считаем, что если каждый будет, хотя бы немного, творить добро – мир станет чуточку лучше. В тоже время мы не ставим благотворительность во главу угла, мы коммерческая организация и занимаемся pro bono, только когда есть свободное время и ресурсы”, - говорит Донюков.
По его словам, компания часто работает с “социалкой”, потому что помимо помощи людям, для работников это возможность реализовать проект так, как его задумали изначально.
“В этом плане, с благотворительными организациями мы работаем только с условием: мы приносим идею, если она нравится фонду, мы ее реализуем в том виде, в котором задумали. Если хочется поиграть в «доработку креатива по комментариям», тогда это не наш случай – этого вполне хватает в нашей обычной деятельности”, - отвечает Донюк.
Не копейкой, а действием
Практика pro bono добралась и до регионов нашей страны. В Ивановской области стартует площадка “В помощь НКО”, которая станет проводником профессиональной помощи для благотворительных организаций.
“В помощь НКО” - площадка интеллектуального волонтерства. Кроме того, оказывать услуги смогут не только действующие специалисты, но и молодые профессионалы - студенты.
С помощью сервиса представители некоммерческих организаций смогут получить помощь в самых разных сферах: IT и юриспруденция, копирайтингом и стратегическое планирование и бухгалтерский учет .
Для студентов - это будет интересная практика, а профессионалы смогут помочь тем, в чем они разбираются лучше всего. Таким образом, любой желающий сможет внести свой вклад в системную работу некоммерческих организаций, которые помогают людям, находящимся в беде, каждый день.
Автор публикации: Смирнов Юрий Сергеевич